Ткань для занавесок: Что Шепчет Вам Материя?
Сижу сейчас, пью кофе, смотрю на окно. На моих, между прочим, льняных. И снова ловлю себя на мысли: вот она, главная ошибка новичков. Бросаются на цвет, на рисунок. А суть-то – в самой материи. Ткань для занавесок – это не просто тряпка на окне. Это ваш союзник в свете, в уюте, в настроении. Промахнетесь с ней – и всё, кердык идее. Работаю с этим лет 15, начиная с крохотной мастерской мамы, а теперь и театры городские доверяют реставрацию исторических портьер. Видала всякое. И скажу вам: выбор ткани – это диалог. Она вам что-то говорит своими свойствами. Слушайте внимательно.
Вот смотрите. Все гонятся за плотностью. Мол, блэкаут и точка. И ладно бы только дома. Нет, в кафе, в маленьком офисе – везде эта мода. А потом – духота, ощущение склепа. Лично терпеть не могу этот тотальный мрак, хоть его и рекламируют на каждом углу. Плотность – да, важна. Но важнее понять, какой свет вы хотите пустить. Полный запрет? Или мягкий, рассеянный поток? Тут и кроется первый секрет. Плотность – это не только цифра граммов на метр. Это структура плетения. Вот вам уникальная деталь, которой в каталогах не сыщешь: на одной старой фабрике под Питером, куда меня как-то приглашали консультировать (еще работали те самые жаккардовые станки, скрип-скрип!), мастера определяли «годность» ткани на просвет. Свернутую в несколько слоев – и против окна. Видишь четкий контур солнца – слишком редкая, будет «шмоновка» (наш жаргон, простите). Не видишь ничего – часто слишком тяжела, душить будет. А идеал – когда свет мягко тает в полотне. Как в том кейсе с фотостудией.
Пришел ко мне владелец. Нужны занавески в помещении для портретной съемки. Стандартные блэкауты отрикошетили вспышку жутко, тени на лицах – кошмар. Полупрозрачные марли давали засвет. Что делать? Стандартные решения – креш. Долго экспериментировали. Пока не догадались взять ткань для занавесок средней плотности, но с мелким, почти невидимым диагональным рубчиком. И – вуаля! Он не блокировал, а деликатно разворачивал свет от софтбоксов, создавая тот самый идеальный, ровный поток. Проблема была не в светонепроницаемости, а в его управлении. Ткань стала частью светового оборудования. Вот где плетение сыграло ключевую роль! Такую вещь в учебнике не прочтешь, только опытным путем.

А знаете, что еще бесит? Когда забывают про тактильность. Занавеска – она же живая! Ее трогают, двигают, она колышется от сквозняка. Шершавая рогожка рядом с кроватью? Фу. Шелк, который цепляется за каждую шероховатость на кольцах? Мука. Тут и вплывает мое спорное мнение: по моему опыту, хороший, плотный хлопковый поплин или сатин часто практичнее и приятнее дорогущего льна. Лён – он благородный, дышащий, да. Но усадка? А мяться он как? А цена? Хлопок же – предсказуемый, теплый на ощупь, менее капризный. Вопреки всем этим модным глянцевым журналам, воспевающим только лен и коноплю. Хотя, конечно, если бюджет позволяет и есть время на утюг – лён вне конкуренции по атмосфере. Но это уже другая история… Экомаркировки – тоже тема отдельная, заморачиваться или нет?
Кстати, о движении. Вес ткани – вот что часто упускают! Тяжелая парча на тонком карнизе – гарантия его падения через месяц. Легкий шифон на широком окне – будет болтаться, как тряпка. Баланс, друзья. Нужно чувствовать вес в руке. Представлять, как она ляжет в складках, как будет скользить по карнизу. И где тут логика брать тонкую вуаль для огромной гостиной в стиле барокко? Совсем не смотрится! Вижу эту ошибку у начинающих дизайнеров сплошь и рядом. Хочется воздушности, а получается бедненько. Тут нужна мощь, объем. И ткань для занавесок должна эту мощь держать.
А помните бабушкины ситцевые занавески? Солнце выжгло им полоски, но они такие… теплые. Ностальгия. Сейчас, конечно, технологии ушли вперед. УФ-защита, антистатика, пылеотталкивающие пропитки – полезные штуки. Особенно для аллергиков или окон на солнечной стороне. Но не переусердствуйте с «химией». Иногда простая, натуральная ткань – лучший выбор. Дышит, и душе спокойнее. Хотя, признаю, от пропитки против пыли в городской квартире я не откажусь. Спасает время на уборке. И вот вам риторический вопрос: сколько вы реально готовы тратить времени на глажку этих красот? Потому что некоторые материалы – это вечный крест. Или дорогущий химчист.
Однажды, выбирая ткань для занавесок в детскую, я вдруг осознала: они же как фильтр. Фильтр света, фильтр взглядов с улицы, фильтр шума (да-да, плотные шторы и звук приглушают!). И даже фильтр нашего настроения. Яркий желтый шелк – бодрит. Глубокий синий бархат – настраивает на покой. Это магия материи. Не просто функционал, а эмоция. Выбирайте не только головой, но и сердцем. Потрогайте. Представьте ее в вашем свете, в вашем пространстве. Она должна вам нравиться. Каждый день. Иначе зачем?
Автор статьи:
Ольга Сомова, владелица ателье исторического текстиля «Сомов и Дочки», участник реставрации занавесей Малого Драматического Театра (СПб), потомственный портной с семейной мастерской в Коломне.