Составные части конструкций лестниц
Лестница состоит из множества частей, таких как:
1. «Средняя линия пролета» – воображаемая полоса, проходящая через середину «пролета» в лестницах прямолинейного типа. Или же воображаемая полоса на расстоянии около 40-50 сантиметров от осевой стойки для лестниц в виде винта. Или же от края марша для криволинейных лестниц.
2. «Косоур» – главная несущая деталь, это балки с устанавливающимися на них сверху ступенями.
3. «Полу оборотная лестница» – разновидность лестничной конструкции с разворотом между пролетами равным 180 градусам.
4. «Подъёмный угол лестничного марша» – угол размером в 30-45 градусов, который обеспечивает безопасное продвижение лестницей и отвечает за ее комфортное эксплуатирование.
5. «Тетива» – наклонная или специальная балка, к которой крепятся торцами ступени.
6. «Балюстрада» – небольшое лестничное ограждение, состоящее из балясины, фигурных столбов, соединенных между собой перилами и находящиеся по периметру проема.
7. «Подступенок» – вертикальная деталь с безопасной и комфортной высотой в 15-18 сантиметров между соседними ступенями.
8. «Высота ограждения» – вертикальный промежуток от поручней перил до ступеней.
9. «Многомаршевая» – готовая конструкция, которая состоит из более чем двух маршей.
10. «Забежные ступени» – деталь непрерывно расположенная по кругу, треугольной или трапециевидной формы. Такая конструкция дает плавный подъем.
11. «Ширина ступеньки» – горизонтальное пространство между внешними сторонами двух соседних ступеней.
12. «Поручень» – деталь перил. Расположены либо на стенах, или на стойках в условиях ограничения пролета стенами с двух сторон.
13. «Четверть оборотная» – конструкция с разворотом в 90 градусов. Она ставится вдоль соседних стен.
14. «Перила» – элементы состоящие из вертикальных балясин и поручней. Ограждение, гарантирующее безопасность передвижения по лестнице.
15. «Балясина» – это специальная стойка опорного типа для перильного заграждения. Элемент лестниц прямоугольной либо круглой формы.
16. «Высота ступени» – вертикальное пространство между верхними ступенями.
17. «Лестничный пролет» – это лестничные марши состоящие из ступеней и балок, наклонные детали, которые объединяют между собой площадки конструкции этого типа.
18. «Столб» – опорная стойка, устанавливаемая вначале и в конце лестничного марша.
19. «Проступь» – верхняя часть горизонтального типа.
Видео: Усовершенствование конструкции лестницы
Основные элементы
1. Межлестничное «отверстие», это незанятое пространство, которое остается между внутренними краями площадки и пролетом. Иногда оно выглядит в форме круга или четырехугольника, намного реже в виде треугольника или эллипса.
Раньше межлестничные проемы парадных лестниц применяли для декорирования, в наши дни, когда свободное пространство используется гораздо экономичнее, то размер такого проема понижают до минимума, а иногда и просто обходятся без него. Подъезд или лестница с межлестничным проемом намного удобнее для освещения и обзора. Из-за включения такого проема, весь вид конструкции становиться более «красивее», и на ней становится проще разместить осветительные приборы.
В средневысотных домах подходящая ширина для межлестничного проема должна равняться примерно 10 — 30 сантиметрам, а в высоких зданиях целесообразнее будет установить лестницу во всю ширину, оставив свободное место только для ограждения. Такое свободное пространство может быть использовано в самых различных целях, к примеру для установки центрального отопления, размещения лифта или иных технических систем коммуникаций.
Если вы решили включить лифт в такой проем, нужно соблюдать все специальные технические нормы и требования техники безопасности.
2. Ступеньки являются основным элементом лестничной конструкции. Первой в лестничном пролете является нижняя фризовая ступень; между ней и верхним «уступом» располагаются основные ступеньки. Верхняя фризовая ступень считается точкой лестничного пролета и соединена с площадкой.
По форме своей проекции ступени классифицируют на: клинообразные, прямые, дугообразные и скошенные. По устройству они могут быть: сквозными, со сплошными поверхностями, прорезанными и со сквозным сечением.
3. Центральной опорной лестничной стойкой называется фигура, которая образуется наложением лучевых ступеней, выходящие за пределы держащей оси. Форма такой стойки может быть многоугольной или круглой. Она несет на себе вес всей лестницы и полезную нагрузку самих ступеней, а иногда является еще и как опора для верхнего перекрытия.
4. Ходовая линия прямого пролета, это полоса, которая, разделяет ступеньки пополам и идет вдоль движения. У марша криволинейной или дугообразной формы, где боковые границы ступенек не параллельны друг другу, ходовую линию нужно «проектировать» таким образом, чтобы она проходила по той части, которая намного шире половины проступи.
При этом ходовая полоска не должна быть ближе к краю свободной стороны примерно на 30 сантиметров. У винтовых или круговых лестницах ходовая линия определяется полосой, которая делит пополам участок, проведенный на расстоянии равному приблизительно 1/3 с внешней стороны ступенек и срединной линией лестничного марша.
По своей ширине ходовая «прямая» в любом случае не должна находится к краю ближе чем на 30 сантиметров. Лестница с разворотом на 90 градусов, ставится вдоль соседних стен.
5. «Сооружение» встроенное между лестничными пролетами и площадками и полностью или частично разделяющая конструкцию называется межлестничной стеной. Такая стена бывает прорезанной или сплошной и может при этом служить своеобразной опорой.
Такая межлестничная стена может оказаться и обычным пространственным приспособлением никак не связанным с лестничными нагрузками, но в любом случае она будет обеспечивать безопасность движения.
6. Горизонтальная плоскость, находящаяся промежду двумя пролетами, называется лестничной площадкой. Такие площадки делятся на промежуточные, нижние и этажные. По своему расположению лестничные площадки могут быть многоугольными, четырехугольными или индивидуальной формы.
Посмотрите видео: Монтаж типовой лестницы Столярыч